Наташ... я обычный зритель, только и всего. А смотреть, слушать, понимать и истолковывать научилась у Ксении по нескольким ее постам с разборами из НРК. Если бы не они, то и в голову не пришло бы вот так сопоставлять одно с другим и даже считать, что мое впечатление может отличаться от смысла показываемого (!). То есть просто я была на уровне зрителя-"чайника": раз я так вижу, значит так оно и есть, причем даже сама эта мысль была неосознанной! Другими словами, я по умолчанию считала мое восприятия равным авторскому и даже в голову не приходило, что режиссеры фильмов (вообще, в принципе!) могли иметь в виду что-то другое, чем я видела в их фильмах! Ты теперь уровень моей кино-дремучести "в начале пути" себе представляешь?
А потом по части теории помогла все та же "Эстетика постмодернизма" Н.Маньковской с обзором идей постмодернистов, в частности киносемиолога К.Метца - я до постов Ксении о киноязыке вообще не знала, что он существует!
И там важны не конкретные даже какие-то приемы, общие для всех кинематографистов, а именно что теория:
Задачей теории кино является выяснение соотношений означаемого и означающего, воображаемого и символического, выявление психоаналитической подосновы киноязыка. При этом приоритет отдается означающему, а не означаемому, символическому, а не воображаемому, форме, а не содержанию. .... Означающее же формирует собственно фильм, его текст и коды. Аналогично воображаемому как сфере изложения противопоставляется символическое как область выражения. Придавая фильму привлекательность, питая кино, воображаемое грозит поглотить символическое, подменить теорию кино властью воображаемого. Одной из целей структурно-психоаналитической теории кино является освобождение последнего от воображаемого ради символического, обогащенного семиологией, чье внимание перемещается с изложения на выражение.
Переходя от общеэстетических положений к конкретному структурно-психоаналитическому исследованию кинематографа, Метц сосредоточивает внимание на психоанализе трех выделяемых им структур: сценария (означаемого), текстовой системы фильма (означающего) и киноозначающего. Трактуя сценарий в широком смысле как тематику уже отснятого фильма, его интригу, персонажи, пейзажи, монтаж, язык, Метц видит в нем воображаемое означаемое, чреватое «вторым сценарием» — символическим означающим. Роль психоанализа и состоит в высвобождении неявных значений сценария, его превращении в означающее: изучать сценарий с психоаналитической (или шире — семиотической) точки зрения значит конструировать его как означающее.
Призывая к изучению механизма кино в целом, Метц подчеркивает, что главное отличие нового эстетического подхода к кинематографу заключается не в противопоставлении отдельного фильма (один-единственный фильм) «интегралу» кино (все существующие фильмы), но в изучении текстов и кодов.
Поэтому я и обращаю такое пристальное внимание на текст в НРК: над ним работала целая армия профессиональных сценаристов, а частная Амедиа - это не благотворительная лавочка, денег там зря платить не будут, и если уж подрядились взять 11 переводчиков, 20 сценаристов (титры 1 серии) плюс 4 доп спеца по текстам-сценариям на переработку, скажем, не самого интеллектуального и сложного текста оригинального сценария, то текст должен играть особую роль в сериале, а не просто быть набором удачных хохм и рассеянных по всему тексту оговорок, ляпов, повторений, да еще и написанных самым простым и понятным всем языком на уровне средней школы.
Коды я там нашла: и в виде спец (визуальных) эффектов - бликов, и в виде мимики и жестов. Коды эти простые - проще не бывает, вроде авто ассоциаций: "цвет ревности?" - зеленый!
Что делает желание? - ослепляет! - см. фильм "ослепленный желаниями" значит, и цвет желания слепящий - белый то есть. Верность, преданность, чистота, чистая любовь? - голубой. Сама любовь? - красный. Творчество? - фиолетовый-сиреневый..
С жестами - еще проще, то есть все действительно на пальцах. В буквальном смысле. То есть самые прямые и простые какие ни на есть значение или ассоциации на автомате. Проблема тут, правда, одна возникает и вот почему:
Секс, язык и искусство трактуются как открытые системы, обеспечивающие контакты с другими людьми. Особое внимание в этой связи уделяется сексуальной символике постмодернистского искусства. Поэтому в некоторых эпизодах я до сих пор затрудняюсь упоминать-выкладывать символические жесты такого вот рода. Хотя, конечно, таких там совсем немного, но как назло, в самых ключевых сценах, включая и эту!
Так что немного дельной информации и примеров, вроде тех, которые можно найти у Ксении в Шоссе, немного теории по семиологии в кино, наверно, необязательно именно Метц? и дальше только остается внимательно смотреть сериал, пытаясь разделить ненужное означаемое от искомого означающего вроде этой сцены: вот что о ней можно сказать, что она означает? - сидит мужчина, на коленях у него девушка, что-то ему там говорит, в чем-то признается, а он улыбается и на нее смотрит, потом на часы, им пора по домам, вот и все. А, ну да, у них такой физ. контакт впервые, она сначала смущалась, потом раскрепостилась, а он воробей стреляный, ничего не чувствует, раз так быстро все и свернул. - Это вот изложение более или менее подробное того, что показывают - того, что видно, означаемое и есть.
А вот означающее всей этой сцены надо отыскивать, имея в виду слова Метца о сценарии, тексте и киноозначающем, а также хоть каком, но психоанализе, к счастью, абсолютно и легкодоступном всем, кто просто захочет проследить за текстом и героями и отыскать связь одного с другим..
Это был мой самый первый опыт по анализу эпизода - пример брала опять же с Ксении, - и даже она сама одобрила и согласилась с моей трактовкой весной прошлого года.. До сих пор горжусь!