Роза на самом деле великолепно сформулировала ту теологическую проблему, над которой бились многие христианские мыслители в течение веков: как совместить свободу воли/выбора каждого человека и божественную предопределенность его спасения.
Согласна. Только, на мой взгляд, эта теологическая проблема - частный случай общефилософсокй проблемы. Нашла у Даля: Согласованье судьбы со свободой человека уму недоступно
При этом мне лично было бы очень проблематично считать судьбу Богом и наоборот хотя бы потому, что судьба – это все же существительное неодушевленного рода, во что явно не вписывается в понятие Бога.
Я эти понятия прямо между собой увязываю - Каждому человеку Бог дает свою судьбу.
несогласна с тем, что Он может направить человека/повлиять на него/ подсказать ему пойти по нечестному пути, так как это противоречит Его сущности и качествам, главное из которых Его святость.
Ну, люди это такие существа, которые лучше всего учатся на своих ошибках. Иногда нужно позволить человеку какую-то ошибку совершить, чтобы он чему-то научился и не совершил потом еще большей (а с некоторыми людьми по другому так и вовсе не получается )
И вот строки, где говорится о том и другом:
Правда Твоя как горы Божии и судьбы Твои – бездна великая! (псалом 35) – тот факт, что пути Господа скрыты от человека, ни в коей мере не связан с тем, что Он при этом изменит Своей праведности. Его праведность и неисповедимость – не исключают, а дополняют друг друга.
Опять деликатный очень вопрос . Дело в том, что наши общечеловеческие понятия о праведности и неправедности - суть - о добре и зле очень относительны. Самый простой пример - ложь во спасение. Ложь - плохо, это все знают с младенчества, а ложь во спасение?
Впервые я об этом задумалась довольно давно, еще когда читала акунинскую "Алмазную Колесницу", там примитивненько, конечно, изложено, но я тогда сильно впечатлилась . Приведу отрывок, если кому-нибудь будет интересно (никаких параллелей с НРК, просто об относительности понятий добра и зла)
– Я привёл тебя сюда, чтобы ты увидел, как уходит тьма и приходит свет. А нужно было привести тебя на закате, когда происходит обратное. Скажи, что лучше, восход или закат?
– Странный вопрос, – пожал плечами Фандорин. – И то и другое – естественные, необходимые явления природы.
– Вот именно. Мир состоит из Света и Тьмы, из Добра и Зла. Тот, кто придерживается одного Добра, несвободен, похож на путника, осмеливающегося путешествовать только среди бела дня, или на корабль, умеющий плыть лишь при попутном ветре. Истинно силён и свободен тот, кто не боится бродить по тёмной чаще ночью. Тёмная чаща – это мир во всей его полноте, это человеческая душа во всей её противоречивости. Знаешь ли ты о буддизме Большой и Малой Колесниц?
– Да, слышал. Малая Колесница – это когда человек хочет спастись через самоусовершенствование. Большая Колесница – когда пытаешься спасти не только себя, но и всё ч-человечество. Что-то вроде этого.
Тамба сказал:
– На самом деле эти колесницы суть одно и то же. Обе призывают жить только по правилам Добра. Они предназначены для обычных слабых людей, то есть половинчаты. Сильному человеку связанность Добром ни к чему, ему не надо зажмуривать один глаз, чтоб ненароком не увидеть страшного.
Тамба сказал:
– Есть третья колесница, воссесть на неё дано лишь немногим избранным. Она называется Конгодзё, Алмазная Колесница, потому что своей прочностью она подобна алмазу. Мы, «крадущиеся», – седоки Алмазной Колесницы. Мчаться на ней означает жить по правилам всего мироздания, включая и Зло. А это все равно что жить вовсе без правил и вопреки правилам. Путь Алмазной Колесницы – это Путь к истине через постижение законов Зла. Это тайное учение для посвящённых, которые готовы на любые жертвы ради того, чтобы найти себя.
Тамба сказал:
– Путь Алмазной Колесницы учит, что Большой Мир, то есть мир Своей Души, неизмеримо важнее Малого Мира, то есть мира человеческих отношений. Спроси сторонника любой религии, кто такой праведник, и ты услышишь: праведник – тот, кто жертвует собой ради других людей. На самом же деле жертвовать собой ради других – наихудшее преступление в глазах Будды. Человек рождается, живёт и умирает один на один с Богом. Всё прочее – лишь видения, созданные Высшей силой, дабы подвергнуть человека испытанию. Великий вероучитель Синран изрёк: «Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что всё мироздание затеяно ради одного меня».
Тамба сказал:
– Обычные люди мечутся между иллюзорным миром человеческих отношений и истинным миром своей души, постоянно предавая второй во имя первого. Мы же, «крадущиеся», умеем отличить алмаз от угля. Всё, что превозносится обычной моралью, для нас пустой звук. Убийство не грех, обман не грех, жестокость не грех – если это нужно, чтобы мчаться в Алмазной Колеснице по назначенному Пути. Преступления, за которые ездоков Большой и Малой Колесниц низвергают в ад, для ездоков Алмазной Колесницы – не более чем средство обрести природу Будды.
Здесь титулярный советник не выдержал:
– Если для вас, алмазных ездоков, человеческие отношения ничто и обман не грех, зачем же хранить слово той, кого уже нет в живых? Подумаешь, обещал дочери! Ведь у вас вероломство – добродетель? Убей меня, да и дело с концом. Зачем тратить на меня время, читать мне п-проповеди?
Тамба сказал:
– Ты одновременно прав и неправ. Прав, потому что нарушить слово, данное погибшей дочери, было бы правильным поступком, который поднял бы меня на более высокую ступень свободы. А неправ, потому что Мидори была мне не просто дочерью. Она была Посвящённой, моей попутчицей на Алмазной Колеснице. Колесница эта узка, и те, кто едут в ней, должны соблюдать правила – но только по отношению друг к другу. Иначе мы станем толкаться локтями, и Колесница перевернётся. Вот единственный закон, которого мы придерживаемся. Он гораздо строже Десяти заповедей, которые Будда назначил обычным слабым людям. Наши правила гласят: если сосед по колеснице попросил тебя умереть, сделай это; даже если он попросил тебя выпрыгнуть из Колесницы, сделай это – иначе тебе не доехать Туда, куда ты стремишься. Что по сравнению с этим маленькая прихоть Мидори?
– Я – маленькая прихоть, – пробормотал Эраст Петрович.
Тамба сказал:
– Неважно, во что ты веришь и какому делу посвящаешь свою жизнь – Будде это все равно. Важно быть верным своему делу – вот в чем суть, ибо тогда ты верен себе и своей душе, а значит верен и Будде. Мы, синоби, служим за деньги заказчику и, если нужно, с лёгкостью отдаём свою жизнь – но не ради денег и тем более не ради заказчика, которого мы часто презираем. Мы верны Верности и служим Службе. Все вокруг тёплые и горячие, только мы всегда холодны, но наш ледяной холод обжигает сильнее пламени.
Тамба сказал:
– Я расскажу тебе истинное предание о словах Будды, известное немногим посвящённым. Однажды Всевышний предстал перед бодхисатвами и сказал им: «Если вы убиваете живое, изощряетесь во лжи, воруете, жрёте испражнения и запиваете их мочой – лишь тогда вы станете Буддой. Если будете прелюбодействовать с матерью, сестрой, дочерью и совершите тысячу иных злодейств, вам уготовано высокое место в Царстве Будды». Добродетельные бодхисатвы пришли в ужас от этих слов, задрожали и пали на землю.
– И правильно сделали! – заметил Фандорин.
– Нет. Они не поняли, о чем говорил Всевышний.
– Ну и о чем же он г-говорил?
– О том, что Добра и Зла на самом деле не существует. Первая заповедь и вашей религии, и нашей: не убивай живое. Скажи мне: убить – это хорошо или плохо?
– Плохо.
– А убить тигрицу, напавшую на ребёнка, хорошо или плохо?
– Хорошо.
– Для кого хорошо: для ребёнка или для тигрицы и её тигрят? Об этом и толковал святым существам Будда. Разве перечисленные Им поступки, которые показались бодхисатвам такой мерзостью, не могут при определённом стечении обстоятельств оказаться проявлением высшего благородства или самопожертвования? Подумай, прежде чем отвечать.
Титулярный советник подумал.
– Наверное, могут…
Тамба сказал:– А если так, то многого ли стоят заповеди, ограничивающие Зло? Кто-то должен в совершенстве владеть искусством Зла, чтобы оно из страшного врага превратилось в послушного раба.
Тамба сказал:
– Алмазная Колесница – Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны. Нас не может быть много, но мы должны быть и мы всегда есть. Мы нужны миру, и Будда помнит о нас. Мы такие же его слуги, как все прочие. Мы – нож, которым Он перерезает пуповину, и ноготь, которым Он сдирает коросту с тела.
Автором сказки, конечно. В данном случае, Шарлем Перро.
Т.е. Творцом данной сказочной реальности, конкретно этим действием определившим ее дальнейшую судьбу, при условии, конечно, что она проявит себя настоящей Золушкой .
Так она была не сахар, а им не хотелось видеть на своем празднике такую неприятную особу – эмоции и личный комфорт взяли вверх над уважением к старшим и правилами вежливости, вот вредная старушенция и отплатила.
У этой сказки много есть различных интерпретаций я имела в виду ту, что изложена в Вики: У короля и королевы родилась долгожданная дочь, и они приглашают на пир всех фей королевства, кроме одной — потому что она уже полвека не покидала свою башню, и все решили, что она умерла.
То есть ее случайно не позвали. А случай в сказках - это воля автора, т.е. опять же творца сказочной реальности.
Я «Морозко», честно говоря, только по фильму и помню, а там вроде злая мачеха отправила падчерица в лес зимой. И мораль как-то странно похожа на один из советов Дейла Карнеги «Если тебе достался лимон, сделай из него лимонад».
Еще печальнее там дело было - велела старику отвезти зимой в лес, чтобы замерзла\волки съели, а уж там набрел на нее волшебный дедуля и тронула она его кротостью своей (Тепло ли тебе девица? Тепло дедушка .)
Еще есть сказка Одоевского "Мороз Иванович" там: Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно уронила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит: «Сама ведёрко утопила, сама и доставай!» То есть опять его величество случай, который я и называю судьбой.
То есть, возвращаясь к началу нашей дискуссии по поводу сидения за печкой, если человек туда залезет по своей воле, а судьба не станет его оттуда выгонять, надо считать, что она так ему и определила провести там остаток жизни?
Значит, у этого человека офигенная интуиция или же дар предвидения .